Малый бизнес. Путешествие в историю.

По сути — это был небольшой розничный магазинчик, которому в наши дни подошло бы красноречивое название «1000 мелочей», но только набор самих мелочей несколько отличался от современных. Мелочные лавки открывались либо частными предпринимателями при своих предприятиях, либо простыми людьми при их собственных домах.

Перенестись в прошлое и посмотреть как организовывался малый бизнес в 19 веке можно побывав в историко-этнографическом комплексе «Торговля и ремесла Симбирска конца XIX — начала XX веков». В состав комплекса входит музей «Мелочная лавка» — небольшой, но с удивительной атмосферой, его экспозиция воссоздает самобытность и давно забытый дух мелочной лавочки. Располагались мелочные лавки прямо в жилых домах, в неотапливаемой их части, благодаря чему продукты лучше сохраняли свою свежесть.

Хозяином лавки приобреталось «Промысловое свидетельство», которое требовалось для занятия торговлей. Наряду со свидетельствами введены были так называемые «Билеты на торговые заведения», причем число их составляло на мелочной торг не более трех. Исходя из вышеизложенного видно, что предприниматели того времени находились на патентной системе налогообложения.

Мелочная лавка представляла собой настоящий мини-супермаркет — чего здесь только нет — мыло, спички, сундук с мукой и сахарная голова, коробки из-под конфет и чая, бонбоньерки, упаковки пудры и одеколона... Тут же предлагались канцелярские принадлежности, почтовые марки и прочая мелочь.

У входа в лавку висел задеваемый дверью колокольчик, сообщавший о приходе нового посетителя. И никаких вам неоновых вывесок, привлекательных композиций в витринах или оригинальных сверкающих витрин с подсветкой. Разве ж только рисованные вывески с непременной сахарной головой в синей бумаге, да и то не везде.

Как правило, мелочные лавки располагались в мещанском районе города, где приобретали постоянных клиентов — жителей окрестных улиц и домов. Так что за внимание и любовь покупателей приходилось бороться посредством уважительного к ним отношения, дополнительных «сервисов» в виде доставки продуктов на дом или кредитов, тесного неформального общения и помощи. Лавочки открывались рано утром и закрывались поздно вечером. И даже ночью можно было побеспокоить хозяина лавки, правда, он мог в этом случае поднять цену товара. По сути, такая лавка носила, так сказать, «домашний характер», но это не мешало качеству обслуживания и её особой универсальности. Здесь же принимали письма на городскую почту, а вот торговля алкогольными напитками в мелочных лавка была запрещена.

Такой «малый бизнес» получил широкое распространение благодаря указу Павла I «О нестроении нигде вновь гостиных дворов и о бытии лавкам, нужным для торгов, в домах», вышедшему в 1797 году. Указ наложил запрет на расширение базарных и ярмарочных площадей и способствовал распространению торговли в форме мелочных лавок.

Издан указ был впоследствии несчастного случая, произошедшего в городе Казани, где от пожара сгорел весь до основания гостиный двор. Убытки от этого происшествия были огромными — более 1.200 000 рублей. Проблему пожарной безопасности и развития «малого бизнеса» того времени и решали мелочные лавки.



Ok

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Yandex Metrika, Google Analytics) : IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип устроиства. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»